Любить тех, кто причиняет боль, ненавидит и разрушает? Вы в своём уме?
- Почтовый ящик "Вера и Свет"
- 5 апр.
- 3 мин. чтения
Размышления Тима Бакли, Опубликовано 4 апреля 2025 г.
Источник на английском: Blog | Mystery Draws Near

На мою просьбу поделиться темами для размышлений пришло несколько откликов. Спасибо вам. Постараюсь постепенно ответить на все. Начну с первого.
Одним из самых радикальных и определяющих учений Иисуса является высказывание, которое мы находим в собрании изречений, называемом Quelle (немецкое слово, означающее «источник»), или просто Q. Это изречение было включено как в Евангелие от Матфея, так и в Евангелие от Луки. Очевидно, авторы обоих Евангелий имели доступ к этому источнику и использовали цитаты из этого текста, чтобы поставить особый акцент в богословии своих благовествований.
Фраза «любите врагов ваших» звучит в Нагорной проповеди у Матфея (Матф. 5:43–45) и в Проповеди на равнине у Луки (Лук. 6:27–28). У Матфея это звучит так: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего, а врага твоего ненавидь“. А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто преследует вас, чтобы вам быть детьми вашего Отца Небесного, ибо Он заставляет солнце восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Матфей представляет Иисуса как нового Законодателя, подобного Моисею, и потому Иисус в этом Евангелии от Своего имени раскрывает истинный смысл Закона, многократно используя выражение: «Вы слышали, что сказано… А Я говорю вам…» Любовь, согласно прежнему пониманию, должна была распространяться только на тех, с кем у тебя личная связь: семья, племя, народ, друзья, соседи — если они добропорядочные. Если же кого-то считали грешником, его не нужно было — и даже не следовало — любить. Иисус требует большего.
Среди племён того региона, который мы сегодня называем Ближним Востоком, считалось разумным следовать принципу: враг моего врага — мой друг, а друг моего врага — мой враг. Считалось, что такая логика укрепляет и сохраняет племя. А мы, как человечество, ушли далеко от этого мышления?
В противоположность этому, Евангелие от Матфея показывает Бога как того, кто любит всех одинаково. Он даёт людям необходимое для жизни — солнце, дождь — всем: друзьям и врагам, «нашим» и «их», добрым и злым… Это высокая планка, к которой мы призваны стремиться.
Версия у Луки звучит так: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас». Первое условие здесь — слушать. Внимательно. Впитать и всерьёз воспринять слова Иисуса. А затем — начать поступать, как поступает Бог: делать добро тем, кто нас ненавидит, благословлять тех, кто нас проклинает, и молиться за тех, кто причиняет нам боль — за всех, кто плохо с нами обращается.
Мы не должны отвечать болью на боль, злом на зло, ненавистью на ненависть. Если кто-то причиняет нам зло — мы должны делать ему добро. Если кто-то распространяет ложь и грязные слова о нас — мы должны говорить о нём доброе и правдивое. Если кто-то обращается с нами жестоко и несправедливо — мы должны молиться о благе для него. (Вспомните Иисуса на кресте, который просит Отца простить тех, кто предал и распял Его.) Зло прекращается на нас, когда мы превращаем его в добро, а не возвращаем или усиливаем его.
Кто способен на такое? Я — нет. И, думаю, никто не сможет — без действия Святого Духа. Благодать всегда рядом, но нам нужно преодолеть естественную реакцию: убежать, сдаться, ударить в ответ, затаиться или пытаться остановить нападение фальшивыми улыбками и лестью.
Иисус призывает нас подражать доброму Богу — отвечать состраданием и милосердием. Это сострадание возникает, когда мы делаем шаг назад и видим: тот, кто нас презирает, тоже сломлен, тоже страдает, тоже нуждается. И на самом деле — он не знает, что делает. Даже если он (и мы) думает, что знает. Когда мы учимся такому ответу, враги перестают быть врагами. Они просто исчезают — по крайней мере, с нашей стороны…
Comments