КРЕДО и ПРИЗВАНИЕ «ВЕРА И СВЕТ»
Движение «Вера и Свет» родилось из стремления помочь умственно отсталым людям и их семьям найти свое место в Церкви и в обществе. Ради этого в 1971 году на Пасху было организовано паломничество в Лурд. В этом католическом мероприятии приняло участие около 20-30 верующих протестантских деноминаций.
Чтобы сохранить те дары, которые были получены во время паломничества, его участники создали общины, в которые вошли умственно отсталые люди, их родители и друзья, в первую очередь – молодые. Многие участники пережили это паломничество как особенно благодатное время; в созданных вскоре после этого общинах можно было сохранить связи, возникшие между людьми, и углубить эти взаимоотношения. Позже общины «Вера и Свет» появились во многих странах мира.
С течением лет участники движения все глубже осознают его особое призвание в обществе и в Церкви.
I. Призвание движения «Вера и Свет».
«Вера и Свет» – общинное движение. В cepдце нашего движения находятся люди, как дети, так и взрослые с умственной отсталостью разной степени тяжести; они окружены семьями (главным образом – родителями) и друзьями, преимущественно – молодыми.
«Вера и Свет» несет в себе радость взаимоотношений, она дает умственно отсталым людям возможность раскрывать свои дары.
«Вера и Свет» поддерживает родителей в их трудностях, помогает им лучше понять своих детей и оценить их внутреннюю красоту. Некоторые из родителей, в свою очередь, становятся источником силы и поддержки для других родителей, сломленных страданиями, с которыми им приходится сталкиваться каждый день.
«Вера и Свет» дает возможность родным братьям и сестрам умственно отсталых людей увидеть, что такой особый человек может стать источником мира и единства. Конечно, его присутствие порождает дополнительные сложности для его родных, но зато такой человек способен преобразить жизнь семьи.
Благодаря умственно отсталым людям друзья начинают понимать, что существует другой мир, не похожий на мир конкуренции, денег и материальных удовольствий; слабые и обездоленные приглашают их в мир, где тебя слушают, в мир нежности, преданности и веры.
Члены общины не живут вместе, но регулярно встречаются и строят между собой отношения, которые становятся все глубже и глубже, поскольку они разделяют свои трудности и надежды, вместе празднуют, молятся, совершают Евхаристию… Обычно община включает в себя около тридцати человек.
1. Община встречи. На каждой встрече есть время, чтобы побыть вместе, чтобы поговорить, выслушать друг друга. Главное – создать такие отношения, в которых мы открываем страдания и дары другого человека, учимся по-настоящему понимать друг друга. Для того чтобы поделиться друг с другом, мы иногда просто разговариваем, иногда – делаем что-то вместе (рисуем, лепим, разыгрываем пантомимы или еще как-то выражаем себя без слов). Таким образом, мы учимся «носить бремена друг друга», ободрять, поддерживать друг друга и отвечать на нужды каждого человека. Так через дружбу, нежность и верность мы становимся знаком любви Христовой друг для друга.
2. Община праздника. Преданная дружба порождает радость, и эта радость является характерной чертой общины «Веры и Света». Это Сам Бог призвал нас быть вместе, открыл нам Завет, который объединяет нас; мы больше не одиноки. Во время наших встреч бывают минуты веселья, когда мы поем, танцуем, разделяем трапезу. Иногда к нам на праздник приходят гости, и они бывают изумлены даром умственно отсталого человека создавать атмосферу радости. И в самом деле, во время праздника он менее «отсталый», чем обычные люди, потому что он не стеснен никакими условностями, суетой или страхом о том, что о нем подумают другие. Ему гораздо проще отдаться текущему мгновению; в своей открытости и смирении он легко и естественно настраивается на всеобщую радость.
Но при этом мы не должны забывать о тех, кто остается вне праздника, кто грустит и замкнут в своих страхах. Они тоже принадлежат «Вере и Свету»; к ним надо относиться с особым вниманием, чтобы они постепенно узнавали радость, которую нам принес Иисус.
3. Община молитвы. Иисус пришел, чтобы возвестить Благую Весть бедным. Отец их любит. Иисус отдает жизнь за Своих овец. Он питает их Своим Телом. Поэтому наша встреча и праздник достигают высшей точки в молитве, в общении с Богом, в Евхаристии.
4. Община дружбы и верности. Дружба постепенно растет в процессе общения. Между регулярными встречами члены общины находят время, чтобы побыть вместе, – с частью общины или просто с кем-то вдвоем. В это время можно поговорить о том, что произошло в жизни, поделиться своими тревогами, мечтами и надеждами, можно вместе радоваться, молиться, работать, разделить трапезу, – все это питает дружбу. Это время, когда мы выражаем нашу верность, часто называют «четвертым временем».
5. Община, предлагающая почву для роста и единства.
Люди с умственной отсталостью играют значимую роль в общественных группах, обществе в целом и церкви. Для того, чтобы умственно отсталый человек мог развивать и использовать свое дарование, он должен быть частью как малого сообщества, общества в целом и церкви в полной мере. Тем самым у него будет возможность разделить свою жизнь с другими людьми, возможность давать и принимать.
«Вера и Свет» с большой заботой относится к проблеме включения членов своих общин в жизнь деятельность Церкви, приходов и других христианских сообществ.
«…члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения…» (1 Послание Коринфянам 12:22-23)
Как отдельно взятая община «Веры и Света», так и каждый ее член нуждается в обретении благоприятной почвы для роста. Через осознание такой необходимости общины «Веры и Света» открывают для себя свое экуменическое призвание и миссию.
На сегодняшний день общины «Вера и Света» живут в рамках разных христианских традиций: католической, православной, англиканской и протестантской. Чаще всего члены одной общины принадлежат к одной конфессии, однако есть целый ряд межконфессиональных общин.
Христиане различных конфессий призваны найти глубокое выражение своей веры и любви к Иисусу вместе со своими Церквями. Во время встречи общины они изыскивают возможность совместного служения, будучи едины как братья и сестры во Христе.
Каждый из нас призван найти истинные христианские ценности, источником которых является общее наследие.
Мы верим, что умственно отсталый человек может стать источником единства – как внутри общества и церкви, так и между разными народами и церквями.
Когда в семье в течение долгого времени существует взаимное непонимание и неразрешимый конфликт, примирение нередко происходит вследствие тяжелого испытания. Забываются обиды, отступает горечь. Общее несение Креста готовит к воскресению в новой братской любви. Так может случиться и с христианами разных конфессий, которые объединяются вокруг самого слабого, самого отверженного существа, жизнь которого находится в опасности.
Основной преградой на пути единства христиан является отсутствие смирения и простоты сердца. Умственно отсталые люди сиянием своей бедности ведут христиан к Заповедям Блаженств, бедные помогают нам заново открыть для себя Дух Божий.
II. «Кредо» движения «Вера и Свет»
1. Бог любит каждого человека. Мы верим в то, что всякий умственно отсталый человек – это личность в полном смысле этого слова и что ему принадлежат те же права, что и другим людям: в первую очередь, право быть любимым таким, каков он есть; а также право на уважение его личности и его стремлений; право получать необходимую помощь, чтобы расти во всех сферах. Мы верим также, что всякий человек, здоровый или нет, равно любим Богом, что Иисус живет в сердце любого человека, даже если он почти не может этого выразить. Мы верим, что всякий человек, даже человек с самыми тяжелыми нарушениями, призван углублять свою связь с Иисусом Христом, что ему должны быть доступны все духовные богатства церкви: таинства, богослужение и так далее. Умственно отсталый человек призван стать источником благодати и мира для общины, для церкви и для всего человечества.
Мы верим словам апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).
2. Потребность в общине. Каждый человек, даже человек с самыми глубокими нарушениями, нуждается в друзьях, в теплой человеческой среде, где он может возрастать в вере и любви. Когда мы приходим в общины «Веры и Света», чтобы встретиться с умственно отсталыми людьми, мы должны понимать, что эти люди получают от Господа особые дары и что мы пришли сюда, чтобы получать, а не только чтобы поделиться нашими собственными дарами.
При встрече с умственно отсталым человеком, чьи слова и жесты, если он вообще способен говорить и выражать себя, непонятны, наша первая реакция – это желание отвернуться и убежать. Чаще всего это происходит от непонимания и страха, но вместе с тем такая реакция обнажает эгоизм и черствость наших сердец. Чтобы создать подлинные и освобождающие отношения с умственно отсталым человеком, нужно изменить наши «каменные сердца на сердца из плоти». Лишь Иисус и Святой Дух могут преобразить наши сердца, сделав их способными принять бедного и отверженного, — и его человеческую реальность, и его духовную глубину. Это преображение любви помогает нам увидеть Иисуса в нас самих и в других людях.
Богородица Мария ведет нас к обращению и к верной любви. Она, пережившая вместе с Иоанном Богословом страсти Христовы, показывает нам, как мы должны жить вместе с нашими друзьями в общине, как сохранить тут любовь и верность. Подобно заботливой матери, Богородица учит нас вместе нести крест страданий и жить Воскресением.
Несмотря на все страдания или благодаря им в общине живут мир и радость, и община помогает открывать те дары, которые умственно отсталые люди получили от Бога: их способность принимать и любить, их простоту и искренность, которая не скована правилами приличий. Умственно отсталые люди не могут занять важное место в нашем прагматическом обществе, где ценятся умения и сила. Зато в том, что касается человеческого сердца и его нежности, они подобны пророкам, которые свидетельствуют о самой сущности человека.Так бедные несут Благую Весть всем нам
3. Поддерживать на пути возрастания. Чтобы помочь умственно отсталому человеку обрести мир сердца и надежду, чтобы пробудить в нем желание расти, надо видеть его в свете Евангелия, но одного этого недостаточно. Помимо этого, мы должны понимать человеческие потребности страдающих людей и должны уметь на них ответить. Поэтому нам следует постепенно накапливать необходимые опыт и знания. Живя жизнью ВиС, надо точно себе представлять, что ты идешь рядом с глубоко ранеными людьми, которые страдают.
3. Деятельность общин «Веры и Света».
1. Община. »Вера и Свет» – это общинное движение. Его сущность – это связи доверия и дружбы между членами общины, связи, питаемые любовью Иисуса, находящие свою полноту в Нем.
2. Встречи, паломничества. Деятельность общины не сводится только лишь к регулярным собраниям. У нее могут быть и другие общие дела, которые возникают из нужд и творчества людей и по вдохновению от Бога. Это могут быть летние лагеря, собрания для углубления своей веры, паломничества…
Некоторые общины устраивают какие-либо занятия для умственно отсталых людей, дающие возможность их родителям отдохнуть от своих детей.
Но есть дела, не входящие в компетенцию «Веры и Света», например: создание специальных заведений, интернатов, школ, мастерских или домов отдыха для умственно отсталых людей. Это – дело компетентных организаций, которые могут черпать свое вдохновение из «Веры и Света».
3. Сотрудничество. Важно, чтобы движение «Вера и Свет» как можно больше сотрудничало с другими церковными или общественными объединениями, которые помогают умственно отсталым людям и их семьям.
4. Одна большая семья. Все общины «Вера и Свет» по всему миру являются ветвями одной большой международной семьи. Общины из разных стран несут бремена друг друга, разделяют свои страдания и свои радости. Их солидарность выражается во взаимной финансовой поддержке, но еще важнее уникальные дары каждой общины, которыми мы делимся друг с другом, наша дружба, обмен опытом и молитва. Как члены одной семьи общины стремятся жить в любви и единстве.
* * *
Устав был предложен на генеральной ассамблее 26 октября 1980 г. (Лурд). Он был принят условно на один год для изучения и изменения координаторами стран. Устав был единодушно принят генеральной ассамблеей в 1982 г. (Ветерби, Англия). Последующие изменения были приняты генеральными ассамблеями в 1984 г. (Рим), в 1986 г. (Санто-Доминго), в 1990 г. (Эдинбург), в 1994 г. (Варшава) и в 1998 г. (Квебек).
Устав принимается большинством в 75%. Для последующего внесения изменений в Устав необходимо также 75% голосов. Поправки к настоящему Уставу «Веры и Света» приняты Генеральной Ассамблеей, которая прошла в Риме в сентябре 2002 г.