«Не осудить, а проявить духовную чуткость и понять»
- Почтовый ящик "Вера и Свет"

- 16 окт.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 2 дня назад
Размышления Тима Бакли, Опубликовано 1 августа 2025
Источник на английском: Blog | Mystery Draws Near

В евангельских чтениях, выбранных для литургии на прошлой неделе, было несколько притч. Тринадцатая глава Евангелия от Матфея представляет собой собрание некоторых из самых известных поучительных рассказов Иисуса. Прежде чем рассмотреть одну из этих притч, полезно вспомнить, как появились еврейские и христианские Писания и какова их главная цель. Ветхий и Новый Заветы — это богословские тексты, основанные на вере их авторов, редакторов и общин, созданные затем, чтобы помочь нам узнать, кто есть Бог и как действует Бог. Писания призывают нас расти — в понимании и в жизни так, как Бог желает, чтобы мы жили, — разумеется, с Божьей помощью.
Библия (слово на греческом означает «библиотека»), это удивительное собрание книг, не предназначенное для буквального прочтения. Отдельные книги писались, переписывались и собирались на протяжении десятилетий, а иногда и веков. Эти тексты — не прежде всего история, наука, биография или география, хотя элементы всего этого в них есть. Это боговдохновенные произведения, написанные людьми в конкретные исторические моменты. Книги Священного Писания приносят нам великие дары, но они также показывают узость человека, его неспособность прозревать истину, знать и опираться на опыт. Эти книги несут на себе отпечаток эпохи (или эпох), в которой они были осмыслены и записаны в том виде, в каком мы их читаем сегодня.
Иисус использовал притчи для того, чтобы научить людей. Притчи - это мудрость в чистом виде, взятая из природы и человеческого опыта. В притчах есть недосказанность, они как бы обрываются на полуслове, заставляя нас остановиться и подумать, задаться вопросами о Боге и о нашей собственной жизни. Притча легко проникает в самую глубину нас, затрагивая каждого именно в том месте, где он находится в момент, когда слышит рассказ. В отличие от басен, притчи не сопровождаются моралью или явным выводом. В отличие от аллегорий, они не придают символического смысла каждой детали. Все морализаторские добавления, аллегорические толкования или заключения появились позднее.
Теперь вернёмся к «речам-притчам» Евангелия от Матфея. «Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. Когда он наполнился, его вытащили на берег, сели, собрали хорошие рыбы, а худые выбросили» (Матф. 13:47–48). Это рассказ, взятый из повседневной жизни тех, кто добывал свое пропитание рыболовством на Галилейском море. Это слово о том, как понять и увидеть. Из-за апокалиптического конца, добавленного позднее (Матф. 13:49–50), акцент этой притчи сместился в сторону суда в конце времён. Эта добавленная концовка уводит нас от первоначального смысла слов Иисуса.
Первоначальная притча обращает наше внимание на то, как важно уметь отсеивать, видеть, распознавать и выбирать то, что действительно - добро. Иисус доверяет нашей способности, применять все наше внимание и опыт, и, подобно галилейским рыбакам, отделить доброе от недоброго, то, что исходит из любви, от того, что причиняет боль, лживо или эгоистично. В этом и состоит наша способность распознать и понимать истинное. Да, мы можем обмануть самих себя, решив, что добро — это зло, а зло — добро. Обычно это случается, когда мы торопимся или боимся. Поэтому нам нужно «сесть» и сосредоточиться на своём выборе — чтобы распознать и принять то добро, что перед нами, и отвергнуть всё, что не от Бога.

Комментарии