top of page

История «Вера и Свет» в России: первые шаги

Создания первой общины «Ковчег»

Древо общин_edited.jpg

Возникновение

«Вера и Свет».1971 г.

весна 1989

Первый приезд Жана Ванье в Россию. Среди первых детей, встретившихся с Жаном, - Наташа Т., Толя И., Илюша К. и многие др. После этого начинают складываться две общины: Карины Ч. и Людмилы К.. Общины еще официально не распознаны, но, по словам Карины, уже проникнуты духом ВС. Сам Жан считал, что предпосылки все налицо, но для большинства членов оставалось еще очень и очень много вопросов и неясного в духовности ВС. Семья Ч-в. первая приняла Жана в России, многие веросветовцы впервые встретились в их доме. «Больше всего меня потрясло не то, - рассказывала Карина Ч., - что Жан говорил, но то, как он общался с умственно отсталыми детьми».

лето 1989 (1-я и 2-я община)

Две российские общины су­ществуют параллельно друг другу, без особенных контак­тов между собой. В это время отдельные члены движения посещают польский «Ковчег» и знако­мится с общинами ВС через (первый для россиян!) веро­светский лагерь Мариана Ярошевского в Жукове. Этот лагерь оказался в высшей степени важным со­бытием для становления рос­сийской ВС.

осень (ноябрь) 1989

Жан приезжает во второй раз на Конгресс, посвященный ненасилию. и вновь его принимают члены прихода о. Александра Меня. Жан будет ноче­вать на сломанном кресле-кровати, подпертом томами Ленина. Тогда с Жаном впер­вые встречаются семейство Ханиных, они станут од­ними из самых близких дру­зей Жана, во все его приезды в Москву помогая ему адап­тироваться к российской ре­альности. Они всегда будут возить Жана на своей маши­не на все его выступления пе­ред самыми различными аудиториями. В сентябре того же года, независимо от московских участников движения, из Тбилиси в "Ковчег" в Троли на пол­года поедут те, кто станут участники 

весна 1990

В свой третий приезд Жан по­сещает лекцию отца Алексан­дра Меня в ДК Ильича на Серпуховке, а сам выступает в подвале у Юраты, на ул. Дмитрия Ульянова, тогда же с ним знакомится Миша Смо­ла, директором Пироговской школы. Обе общины по-прежне­му мало знают друг о друге. Миша З. не раз был гос­тем общины Людмилы Карп, встречался с Жаном Ванье во время его первых двух визи­тов в Москву, но его нельзя назвать постоянным членом ни одной из общин. Вместе с тем Миша проявляет живой интерес к начавшемуся дви­жению, и через некоторое время он по звонку зонально­го координатора из Польши будет назначен корреспон­дентом ВС в России (то есть ответственным за ВС в стра­не, еще не принятой в между­народную семью ВС).

лето 1990

Семья Миши З. посещает Троли и присут­ствует на литургии отца Тома Филиппа, дру­га и вдохновителя Жана. Второе посещение лагеря Мариана Ярошевского Мишей З., в него также едут Вера З. с Ли­зой и Нюшей, Тетеревятниковы, Ивановы и др. русские семьи. Тогда еще все заболели дизентерией, а ксендз из соседнего костела возил русских в город в больницу.

9 сентября 1990

Убийство отца Александра Меня. Среди его духовных детей были многие верасветовцы. Некоторые из них впоследствии стали активными членами движения ВС в России. В этот же день, еще ничего не зная о случившемся, Миша З. побывал в гостях у пер­вой семьи своей будущей общины и познако­мился с Гришей Басовским (ныне живет в интернате в Германии). Приход о. Алек­сандра Меня был местом, где многие из будущих верасветовцев познакомились друг с другом.

начало октября 1990

В Москву приезжает отец Тома Филипп, кото­рый служит мессы и посещает могилу о. Александра Меня, и дома веросветовцев  . Члены общин Карины и Людми­лы по-прежнему не установили веросветских контактов друг с другом. На этом этапе оста­ется еще очень много сложных нерешенных вопросов, некоторым кажется, что ВС долж­на также выполнять функции благотвори­тельной организации: раздавать гумпомощь и т.п. и при этом быть целиком религиозным движением, т.е. проводить литургии на каждой встрече...

4 ноября 1990

(3я община)

Создание третьей общины в России - Миши З., в чем ему помога­ют Наташа М. и его жена Оля. Первая встреча была в день Казанской иконы Божией Матери, то есть 4 ноября.

весна 1991

Паломничество в Лурд. Ознаменовано тем,что отдельные люди из общины Карины Ч. знакомятся с некоторыми членами общины Людмилы Карп. По словам Иры Х., до паломничества она лишь смутно слышала об общине Людмилы Карп и была мало знакома с Мишей З., Наташей М. и Кирой Г. На улицах Лурда Кира Г., жившая в это время в общине "Ковчег" в Троли, встречается со своими друзьями из двух российских общин. Контакты между отдельными людьми из общин Карины и Людмилы, возникшие во время того памятного паломничества, в дальнейшем создали предпосылки для совместной жизни и деятельности московских общин ВС, существующих по сей день. «Образовалась какая-то прочная связь между отдельными людьми, -рассказывал Миша З., - ядро, из которого потом народилась российская ВС. Я помню молитвы в Страстную Пятницу о единстве (в молчаливом присутствии обеих общин) и верю, что там, в Лурде, что-то очень важное произошло».

весна 1991

За это время распадается община Людмилы Карп, ее лидер еще некоторое время остается в ВС.

зима 1991 - весна 1992

На обломках распавшейся общины Вера З. создает новую, 4-ю по счету общину ВС в Москве. На тот момент самой старой общи­ной была община Иры Х. (собранная еще Кариной Ч., которая к весне 1992 постепенно перестает участвовать в жизни своей общины ВС). В это время складывают­ся межобщинные связи. В общей сложности в Москве осталось 3 общины ВС. Названий общины еще не имели.

весна 1992

Завязываются более прочные отношения с общиной малых сестер в Москве. Малые сес­тры всегда оказывали и оказывают большую поддержку московской ВС, как молитвой, так и советом.

лето 1992

Паломничество общины Миши З. в Ченстохову по случаю приезда в Польшу Па­пы Римского Иоанна Павла II. Потеря и по­следующее чудесное обретение Рогинского в многотысячной толпе («Это не я потерялся, а вы меня потеряли»).

весна 1993

Происходит всепольская встреча с Жаном, приглашены и российские общинники. По словам Веры З. на этой встрече произо­шло погружение в суть духовности и жизни общин ВС.

bottom of page