top of page
  • ПР

Прот. Александр Борисов о книге Жана Ванье «Войти в тайну. Иисус в Евангелии от Иоанна»

Обновлено: 14 февр. 2020 г.


Я по счастливой случайности незадолго перед этой нашей встречей увидел книгу Жана Ванье: комментарий к Евангелию от Иоанна (она у нас в киоске есть, так что все желающие могут ее приобрести). «Иисус в Евангелии от Иоанна».

Наверняка большинство знают – кто такой Жан Ванье. Но на всякий случай напомню. Он канадец, родился в 1928 году (то есть, ему в этом году 90 лет). Он был военным моряком, и где-то в 50-м году оставил служение в армии и встал на путь христианской деятельности, и самым радикальным в нейстало событие 1964 года, когда он купил под Парижем небольшой домик и поселился там с двумя инвалидами. То есть, он хотел не просто навещать их в интернате, а жить вместес ними. И с этого момента его основным видом деятельности стала именно организация вот таких домов, которые стали называть Ковчег, по образу ковчега Ноева, куда собирали всех, и одновременно – движения «Вера и Свет». И у нас в храме тоже есть группа «Вера и Свет», которая в свою очередь помогает, дружит с семьями, в которых дети-инвалиды: умственно-отсталые, с ДЦП, и так далее. Это очень хорошее христианское движение, которое действительно помогает людям в себе раскрывать очень многое в общении с Иисусом. Так что я думаю, что вот эта книга (как и это направление) очень близко к той теме, которую мы избрали для нашей встречи в этот раз.

Для меня это выступление – импровизация, меня Аня попросила об этом 3 минуты назад.Я здесь отметил некоторые места в книге, которые могут иметь отношение к нашей встрече, и я их вам лучше не рассказывать буду, а зачитаю. Текст простой, будет более складно.

Я начну с его комментария ко второй главе Евангелия от Иоанна, где речь идет о браке в Кане Галилейской, куда был приглашен Иисус, Мария и Его ученики. И это отрывок из Евангелия, который всегда читается при совершении браковенчания, совершенно замечательный.

«Первое, что Иисус, Агнец Божий, делает в этом Евангелии, –

Он выбирает пять спутников, или учеников, из Галилеи,

где Он жил, где был Его дом, где Его хорошо знали.

Этим галилейским иудеям

предстоит отправиться во все концы земли

благовествовать о любви Божией, явленной в Иисусе.

Они не очень образованны,

но открыты и полны доверия к Иисусу.

Некоторые из них уже наставлены в вере и уповании

Иоанном Крестителем

и живут в ожидании Мессии,

Который принесет освобождение от римлян,

господствующих над всеми народами.

Было бы логично предположить, что Иисус займется

духовным и интеллектуальным развитием Своих учеников,

раз они призваны исполнить такую важную миссию.

Естественно было бы ожидать, что Иисус

будет проводить с ними много времени,

молиться, уходить с ними в пустыню для духовных упражнений

или отправит их изучать Тору, Писания и Пророков.

Но куда Он их ведет вместо этого?

На праздник, на свадебный пир,

в Кану Галилейскую.

Именно там они начинают свой путь в вере».

Во время свадебного пира не хватило вина, вы это знаете.

«Приведя учеников на брачный пир,

Иисус погружает их в радость бытия.

Не могу себе представить Иисуса,

сидящего в сторонке с серьезным видом

и спокойно беседующего с двумя-тремя гостями,

или вообще подошедшего в последний момент,

только для того, чтобы сотворить чудо.

Для меня Он участник праздника.

Он вместе со всеми поет и веселится.

Он счастлив, что празднует вместе с теми, кого знает и любит.

Среди тех, кто пришел на пир,

Он ближе всего к самым бедным, слабым и одиноким.

Иисус – Человек, в Котором столько любви!

Иисус радуется, потому что свадьба –

это праздник любви.

А Он пришел, чтобы явить любовь и умножить ее.

Для Иисуса брак – это не тягостные узы верности,

а знак священного союза, увенчанного любовью,

в котором супруги могут расти

в прощении, нежности, милости и сострадании.

В наши дни многие пары, живущие в гражданском браке,

понимают, что их союз свят,

что это настоящий завет любви.

На свадебном пире в Кане Иисус совершает чудо –

превращает воду в вино.

В наши дни, услышав об этом, кое-кто может рассмеяться.

Превратить воду в вино!

Было бы неплохо почаще иметь Иисуса под рукой,

чтобы превращать воду в алкоголь.

Пожалуйста, оставьте на время свой скептицизм,

чтобы чудо превращения воды в вино

не помешало увидеть глубину того,

что открывается в этой истории.

Многие из нас так устают к концу дня,

что, придя домой, чувствуют потребность выпить

и отвлечься,

чтобы забыть об однообразии жизни.

Вода – для повседневности, вино – для праздника.

Если религия для нас – это что-то тягостное и тоскливое,

нам трудно поверить,

что Иисус может превратить печаль в радость.

А ведь именно этого чуда мы и ждем.

Символически событие в Кане

выражает то, что предлагает нам Иисус:

преобразить тяжесть долга

в новый огонь любви».

Вот это одно место. А вот другое:

«Иисус зовет за Собой каждого, каждому предлагает стать Его учеником».

«Им не всегда известно, куда Он их ведет,

но они верят Ему и идут за Ним.

Мы тоже призваны идти за Иисусом

день за днем,

не всегда зная, куда Он ведет,

но веря Ему и стараясь стать такими, как Он».

«Пока что эти пять человек призваны быть учениками Иисуса,

а потом Он назовет их друзьями…

…Для этих пятерых все иначе.

Иисус хочет прежде всего преобразить их сердце, разум,

поведение,

чтобы они стали настоящими пастырями,

вождями и слугами одновременно.

Но мы хорошо знаем,

какие трудности и опасности подстерегают тех из нас,

на кого возложена ответственность.

Нас может охватить жажда духовной власти

как средства самозащиты.

Мы так легко забываем о сострадании и кротости Иисуса.

Вот почему, прежде чем посылать этих людей,

Иисус хочет, чтобы они были с Ним,

жили с Ним и стали Его друзьями,

чтобы потом проповедовать не богословие или учение,

а Личность – Иисуса».

Это очень важно. На протяжении всей христианской истории проходит стремление человека превратить Евангелие в список заповедей, в список правил, Иисус принес некое новое учение, и так далее. На самом деле, отец Александр Мень справедливо утверждает, что практически ничего, кроме любви к врагам, не было нового в проповеди Евангелия. Все эти вещи были уже у стоиков, у буддистов, Конфуция и так далее. Но здесь важно именно вот это: проповедовать не богословие или учение, а Личность Иисуса, потому что сама Личность преображала людей.

«Иисус, Которого они любят,

с Которым у них живая связь,

Который изменил их жизнь.

Иисус почти тридцать лет жил в Назарете с Марией и Иосифом,

прежде чем выйти на проповедь.

Мы тоже призваны жить и пребывать с Иисусом,

прежде чем начать говорить о Нем.

Как мы можем о Нем говорить,

если не знаем Его лично?»

«Многие из нас полны энтузиазма в начале пути с Иисусом,

в общине, с друзьями.

Мы отдаем себя идеалу,

восхищаемся вождями, хотим стать такими, как они.

На нашем духовном пути это время детства.

Дальше мы столкнемся со всем, что есть дурного

в общине, в церкви и в нас самих,

будем переживать конфликты и противоречия,

поймем, что жить идеалами нелегко.

Нам придется бороться, чтобы быть верными и свободными,

чтобы быть одновременно вождями и слугами, как Иисус.

Нам придется перейти

из духовного детства и отрочества к духовной зрелости

и открыть присутствие Бога в страдании.

А потом, когда мы начнем стареть

и столкнемся с физической слабостью

и даже с ощущением полного провала,

как Иисус, и вместе с Иисусом

мы будем призваны

спуститься в бездну боли, отчаяния и отверженности –

и войти в новое общение с Богом.

Мы откроем слабость и безумие Бога.

Путь для учеников только начинается.

Мы тоже призваны встать на путь веры вместе с Иисусом».

Вот эта тема слабости и страдания, она проходит через все страницы этих комментариев, и, думаю, она для многих из нас сегодня актуальна, хотя пока еще не для всех.

Дальше речь пойдет о шестой главе, где многие ученики начинают уходить от Иисуса, потому что слышат странные слова: «Кто не будет есть Плоти Моей, пить Крови Моей, не сможет быть Моим учеником». Действительно, это очень странные слова, и то, что Иисус совершает на Тайной Вечери, нас погружает в какое-то очень простое и, вместе с тем, совершенно гениальное средство связи – то, которое нам Иисус завещает. И на протяжении всей истории Церковь, любая Церковь, даже протестантская, собирается именно вокруг хлеба и вина, как Тела и Крови. По-разному понимают, по-разному к этому относятся, но, во всяком случае, в нашей Православной Церкви всё время подчеркивается, когда мы читаем входные молитвы: «Благослови наше служение, да бескровное священнодействие совершим». То есть речь идет не о буквальном превращении, как многие так понимают и желают: «это пречистая Кровь Твоя, это пречистое Тело Твое», и так далее. Речь идет о каком-то духовном содержании того, что Иисус завещает делать.

Мне это всегда напоминало эпизод царствия Давида, когда царь захотел пить, жаждал, воды нет… Три смельчака пробираются сквозь вражеский стан Филистимлян и приносят воду, возвращаются с водой израненные… И Давид говорит неожиданные слова: «Не кровь ли это людей, которые ходили за этой водой?», и не пьет это, изливает на землю (2 Цар.23:15-17). Тоже очень непонятное такое действие. Они старались, жертвовали жизнью, чтобы добыть воду, а он не пьет, выливает на землю, как кровь, которую он не может принять. Во всяком случае, это всегда повод для размышления.

Так вот,

«как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин.6.52)

Автор Евангелия добавляет:

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова!

кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его

отошли от Него и уже не ходили с Ним. (6,66)»

Думаю, что для темы ученичества это тоже очень важные слова, потому что мы тоже очень часто многого не понимаем. И, тем не менее, оставаться верным, несмотря на непонимание, мне кажется, вопрос для каждого из нас очень важный.

«Переход от веры в Бога всемогущего,

Который защищает нас,

Которому мы поклоняемся, Которого боимся и слушаемся,

к вере в Бога, Который согласился стать плотью,

стать слабым, уязвимым, стать нашим другом,

оказывается для некоторых непосильным.

Они отходят.

Люди хотят такого Иисуса,

Который будет творить в мире дела справедливости,

а Иисус хочет, чтобы дела справедливости в мире творили мы.

Именно мы, получив силу Духа Иисуса, должны кормить голодных,

бороться за справедливость и мир,

быть рядом с теми, кто одинок, раздавлен и страдает,

открывать им благую весть нашей дружбы

и через нее –

благую весть, что Бог любит их.

Иисус испытывает глубокую боль

из-за того, что многие оставили Его,

отвергли тайну Его любви.

Он видит колебания и смущение Двенадцати и говорит им:

Не хотите ли и вы отойти?

В Его голосе слышатся слезы.

И Симон Петр отвечает Ему с преданностью: