О. Владимир (Архипов)
Для газеты "Вера и Свет"
№9 февраль 1998 года
«Ему было предсказано Духом Святым,
что он не увидит смерти, доколе
не увидит Христа Господня». Лк 2.26
Есть удивительная красота и премудрость Божия в многократном проживании одних и тех же евангельских событий. В этих промыслительных повторах терпеливо ожидает готовности Тайна Божия, чтобы через них открыться неожиданной новизной для каждой души.
Сын Божий, ставший по плоти одним из нас, начинает Свой земной путь с послушания старому Закону, свидетельствуя на сороковой день Своей жизни, что пришел не отвергнуть Закон, в котором родился, а исполнить. Для Пречистой Девы Марии, которая провела юные годы при храме, и праведного Иосифа, обрученного ей, было знаком верности и благодарности Творцу – принести своего Первенца в храм, чтобы посвятить Его Богу.
Уже веками исполнялось это повеление Закона. И на этот раз все было как обычно: должные приготовления, назначенный день, путешествие к Иерусалимскому храму, долгое ожидание среди других семей, пришедших для того же. Но на сей раз этой кажущейся обыденностью руководит невидимая рука Божия. Водимый Духом Божиим, подходит к Святому Семейству (а для постороннего взгляда – обычному) праведный старец Симеон. Берет из рук Марии Ребенка и понимает, что это Тот, Которого он ждал по Божьему откровению всю свою долгую жизнь. В эту минуту он вдруг ощутил непередаваемое прикосновение Божией благодати, как когда-то в молодые годы за переводом пророка Исайи. Тогда Слово Божие о рождении Спасителя от Девы вызвало протест его разума как ученого. Но Господь посетил его в молитве и обещал открыть ему в свое время непреложность возвещенного пророку. И вот оно, мгновение, через которое врывается в его десятилетиями размеренную жизнь вся мощь Вечности. Обещание Божие свершилось. Земная жизнь исчерпана и теперь осмыслена кротким слабым Младенцем, лежащим на его руках. Земная встреча заканчивается, не успев начаться. Но благодаря ей обретается единство в Вечности.
И с тех пор звучит по всему миру родившаяся в сердце Симеона удивительная молитва встречи и разлуки одновременно, волнуя сердца людей смирением и правдой присутствия на земле Сына Человеческого: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…».
Эта евангельская встреча Иисуса с людьми, по особому мирная и нежная, но от этого не менее величественная и значимая, чем Его встречи через несколько десятилетий. Окружает Его сейчас бесконечная чистота человеческих сердец, рожденная праведной верой и Божественным Законом. И невольно рождается уверенность, что только такой чистоте и верности открывается полнота видения правды Божией.
А Пречистой Богородице отныне предстоит принимать в глубину сердца, как острое оружие, крестный путь Своего Сына. Мать, любя Свое Дитя, Которому суждено быть непонятым и отверженным людьми, следует за Ним, учась у Него страдающим сердцем. Несет Свой немыслимый крест, восходя от Ветхого Закона к славе Нового.
Через 30 лет Он покинет дом Своей Матери, чтобы исполнить до конца волю Небесного Отца, а Она до самого ужасного дня казни будет надеяться, что сбудется предсказание и спасение придет: «Господь с Тобою, благословенна Ты между женами… родишь Сына… Он будет велик. И даст Ему Господь престол Давида. И будет царствовать над домом Иакова вовеки"»
Встреча с Иисусом – это всегда призыв и выбор. На Голгофе он звучит резко и трагично. На руках старца Симеона мягко, трогательно и скрыто.
Христос входит в мир, внося в него Истину, Путь и Жизнь, которые можно либо отвергнуть, либо принять. Причем целиком. Принять половину Истины, половину Пути и половину Жизни бессмысленно. Все равно что отвергнуть все это. «Сей лежит на падение и на восстание многих…».
Ветхозаветный праведник понимает, что лежащий на его руках Младенец является Светом для просвещения ищущих и не знающих Бога и что в этом поиске нельзя оставаться зрителем, стоящим в стороне. Только полное участие в принятии света и славы Божией позволит понять, что произошло в мире с пришествием Иисуса. Благодаря присутствию Христа все обновляется, пробуждается и исполняется жизнью.
Будет справедливо сказать, что Сретение – праздник принятия Христа чистым, верным сердцем и всецелой готовности разделить с Ним крест несения любви в мир.
Comments